От гуннов до монголов » Кочевники предмонгольской эпохи
Разместил: Admin   Дата: 24.01.2008 21:36
Комментарии: (0)   Рейтинг:
Степи Нижнего Поволжья и Северного Прикаспия с древнейших времен служили воротами для кочевников, прорывающихся с Востока в Европу. Великолепные пастбищные угодья, обилие воды малоснежные зимы всегда привлекали сюда кочевников-скотоводов, которые обосновывались в этих местах и при определенных исторических условиях начинали вести здесь комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. В истории Астраханского края, как и в исторических судьбах России в целом, заметную роль сыграли печенеги - объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX вв., в южнорусских степях - в IX в.

Древняя родина печенегов находилась в районе среднего течения Сыр-Дарьи. Самоназвание их было кангар. Границы заволжской Печенегии лежали между Волгой и Уралом. Основная масса печенежских погребений концентрируется на левом берегу Волги.

Гузы, или огузы, стали вытеснять печенегов, которые в конце IX в. перемещаются в южнорусские степи, но часть печенегов осталась в Поволжье. На Руси гузов или огузов называли торками.

Огузами в Средней Азии именовались тюркоязычные, преимущественно кочевые племена, жившие в IX-X вв. наиболее компактно в Прикаспии, низовьях Сыр-Дарьи и Приаралье. В конце IX в. огузы нанесли печенегам при содействии хазар сокрушительное поражение и овладели их землями между Уралом и Волгой. Оставшиеся на Волге печенеги смешались с огузами и отличались от последних только укороченными до колен верхними одеждами и обрезанными рукавами. Этим они показывали, что отрезаны от своих сородичей и соплеменников, - писал Константин Багрянородный.

Приводя слова Ипатьевской летописи о том, что в 1116 году «бишася половцы с торки и с печенегы у Дона, и секошася два дни и две нощи, и придоша в Русь к Володимеру торци и печенеги», П.В. Голубовский считает, что это были те самые печенеги, которые остались в огузской среде, и в дальнейших событиях печенеги являются неразрывно с тюрками.

Процесс ассимиляции печенегов в системе огузского племенного союза повсеместно завершился в XI-XII вв. Средневековые источники свидетельствуют о родстве огузов и печенегов. Махмуд Кашгарский указывает, что печенеги входят в состав племенного объединения огузов.

Поволжские печенежские погребения отличаются обилием пряжек, блях и бус, встречаются и предметы вооружения, стремена яйцевидной формы с округлым выступом для петли и узкой закругленной книзу подножкой; удила двусоставные с псалиями в виде стержней; железные стрелы, черешковые, трехлопастные.

В печенежских погребениях находят лепные глиняные сосуды без ручек с отогнутым венчиком, иногда с характерными защипами или насечками по верху венчика; металлические нашивки в виде стилизо-ванных птиц или птичьих крыльев; копоушки из овальной ажурной пластины со стержнем; бубенчики цельнолитые в виде шаровидной подвески; перстни сомкнутые с гнездом для вставки камня.

Иногда с описанными выше вещами попадаются бронзовые шаровидные пуговицы с горизонтальным швом, свинцовые грузики, стеклянные бусы, иногда бисер черного, синего, желтого цветов. С описанными предметами иногда находят кольчуги, копья, сабли, мечи.

Русские летописи и средневековые авторы довольно много вни-мания уделяли печенежско-торческому союзу племен, но, в основном, его западному крылу, от которого было больше всего беспокойств. О поволжских печенегах и торках известно очень мало, тем больший интерес приобретают исследованные археологические памятники этого времени.

Во время раскопок у села Старица Черноярского района Астраханской области экспедицией под руководством В.П. Шилова, в 1960 г., в кургане №7 было обнаружено погребение с костяком, ориентированным головой на запад, около которого нашли копыта лошади, серебряную бляху, бронзовые пряжки, два бубенца, шелковую ткань, железное кольцо, два кремня, кожаную обувь, бересту, бляхи поясного набора, прорезную бляху.

В кургане №21, раскопанном этой же экспедицией в 1961 г., обнаружили костяк человека с западной ориентировкой, при нем - две серебряные серьги, железную пластину, серебряную копоушку, ткань, три бронзовых бубенца, серебряный бубенчик и перстень. В этом же кургане в вводном погребении с западной ориентировкой костяка, в засыпи нашли череп и четыре ноги коня в анатомическом порядке, черепом на запад; железные кольчатые удила, два стремени, пряжку, два бубенца, две нашивки и другие вещи. В кургане №30 в вводном погребении в простой яме с западной ориентировкой костяка нашли кремень, обломок сосуда, железные пряжки,пластины, колчан с железным каркасом, стрелы, два стремени, серебряную пластину, бронзовую бляху, ткань, железный стержень, железную петлю, два ножа, кресало.

У села Петропавловка в Астраханской области был обнаружен целый могильник, исследованный Е.В. Шнайдштейн в 1972 г., где ока-зались черепа и кости коней рядом с погребенными людьми, обломки лепной керамики, изделий из железа и бронзы.

Необходимо рассмотреть прочно утвердившееся в историографии представление о том, что степные пространства возле рек Эмбы, Яика, Волги являлись древнейшей прародиной печенегов. Это представление не подкрепляется археологическими данными. В междуречьях Волги-Урала, Урала - Эмбы выявлены немногочисленные погребения и отдельные вещи печенежско-торческого времени. Без сомнения, печенеги и торки кочевали в этих степях, об этом свидетельствуют письменные и археологические данные, но говорить о том, что междуречья Эмбы, Яика, Волги являются прародиной печенегов нет никаких оснований.

Со второй половины XI в. степи Нижнего Поволжья стали заселять пришедшие с востока кочевые племена, которых русские источники называли половцами, западные - команами, арабо-персидские кыпчаками. Они входили в кимакский племенной союз, живший в X в. в верхнем течении Иртыша. Согласно исторической легенде, записанной у Гардизи, кыпчаки первоначально входили в кимакскую группу тюркоязычных племен, обитавших в районе Иртыша. Ссылаясь на «Худуд-ал-Алем», С.А. Плетнева датирует продвижение кыпчаков на запад, проникновение их в Заволжье, несколько севернее гузов и печенегов, X веком.

Во второй половине XI в. половцы совершают набеги на русские земли. С конца XI до начала XIII вв. половцы кочуют в Причерноморье, в степях Предкавказья, между Волгой и Яиком. Волга делила кыпчаков на западных и восточных. Степи, занятые половцами, стали назы-вать Дешт-и-Кыпчак. Русские летописи землю до Волги именуют Полем половецким. Иногда нижневолжских половцев источники назы-вают саксинами.

В XII в. восточные писатели отмечают город Саксин на Нижней Волге, который посетил Абу Хамид-ал-Гарнати в 1131 и в 1153 гг. По его описаниям, Саксин - большой «международный» город, главным образом состоящий из шатров, но, кроме юрт, он видел и дома из сосновых бревен, с крышами и потолками из досок.

Ал-арнати писал, что в городе живут 40 народов гузов, а также хазары, болгары и сувары, причем каждый народ селился отдельно колонией. К концу XII в. относится сообщение Ахмеда-ат-Туси о расположенном близ реки Итиль Саксине, который страдает от набегов кыпчаков.

В связи с нашествием половцев в степях Восточной Европы появляются многочисленные мужские и женские каменные изваяния. Еще Рубрук заметил, что у половцев-команов есть обычай ставить статуи на курганах: «Команы насыпают большой холм над усопшим и воздвигают статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу...». ГА. Федоров-Давыдов приводит сообщение Низами, относящееся к XII в. о том, что кыпчаки ставят каменные статуи и поклоняются им.

В Астраханской области каменные изваяния, или бабы, как их называли, встречались, в основном, на севере, в Черноярском районе. В 1888 г. член Петровского общества исследователей Астраханского края К. Малиновский писал: «В Черноярском уезде есть и остатки каменных баб. По крайней мере, в селах Крестовской волости, по сведениям, доставленным сельскими властями, крестьяне находили каменных баб в рост человека, но без ног. Статуи эти без всяких надписей и находятся у крестьян вместо столбов в изгородях...». Одно из половецких каменных изваяний хранится в Астраханском краеведческом музее.

В Саратовской области в окрестностях села Таптулино Ртищевского района в 1966 г. обнаружили на кургане каменное изваяние из темного песчаника высотой 102 см, изображающее женщину с витой гривной на шее. В разрушенном впускном погребении кургана, кроме человеческих, оказались кости коня, а также железные удила с перегибом и большими подвижными кольцами на концах.

Полная сводка каменных изваяний Восточной Европы, детальное их описание и классификация даны С.А. Плетневой.

Наряду с сохранением старых форм курганов в конце XI-XII вв. в них появляются новые типы вещей в погребениях кочевников с восточной ориентировкой костяка. Одновременно с захоронением костей ног и черепа коня находят кости целого коня, обычно рядом с погребенным воином.

В это время продолжают бытовать мечи, сабли, кольчуги, колчаны, кресала, двусоставные удила с псалиями или без них, аналогичные тем, которые встречались в погребениях печенежско-торческого времени.

Для захоронений поздних кочевников Нижнего Поволжья XI-XII веков характерны курганные земляные насыпи, представлявшие собой простую конструкцию прямоугольных или овальных могильных ям с восточной ориентировкой погребенного. В индивидуальной яме хоронили целого коня, не изжил себя также и обряд захоронения шкуры лошади с головой и четырьмя ногами.

Степи Поволжья и Прикаспийской низменности по своим географическим и природно-климатическим условиям способствовали развитию животноводства у степных племен, здесь обитавших. Великолепными пастбищными угодьями с отличной кормовой базой и обилием воды являлись пойменные луга по берегам Волги и ее притоков. Благодаря малоснежью пастбища использовались для выпаса в течение круглого года, в основном овец, мелкого рогатого скота, верблюдов и лошадей.

У скотоводов в степях Нижнего Поволжья преобладали два основных способа ведения хозяйства - кочевой и полукочевой. Первый тип основывался на непрерывном кочевании, второй был связан с сезонными перекочевками и более длительными остановками.

Печенеги кочевали по «местам, где много дождя и кормов», они переходили с места на место в зависимости от пастбищ». Ибн Фадлан отмечал огузских баранов, которые отличались большой жирностью, печенежских овец, пасущихся на снегу, громадные стада лошадей у кочевников.

Больше всего у кочевников ценились лошади. Конь считался неразлучным спутником владельца, его боевым другом. Главным богатством были табуны коней. Конь служил средством передвижения на войне и облавной охоте. Рогатый скот также употребляли как средство передвижения, запрягали в повозки быков. Баранов держали ради мяса, шкур и шерсти.

Для круглогодичного использования пастбищ необходима их посезонная смена, что сопровождалось постоянными перекочевками. Усиленная пастьба скота на одном месте приводила к образованию передвижных сыпучих песков.

Дальность перекочевок зависела от условий местности, а также от величины стада. Сена кочевники на зиму не запасали, но регулировали свои перекочевки так, чтобы зимой стоять в местах удобных, где скот мог бы легко добывать себе корм - сухую на корню траву. Чем больше было стадо, тем больше оно вызывало перекочевок-переходов.

Ссылаясь на Марвази и «Худуд-ал-алем», С.Г Агаджанов пишет, что кимаки, жившие на Волге, в мирное время кочевали в огузские земли, в то же время огузы в домонгольский период совершали дли-тельные переходы, вплоть до придонских степей.

Одной из основ имущественного неравенства среди кочевников являлась частная собственность на скот. Ибн Фадлан отмечал бедность печенегов и богатство скотом огузской знати, обладавшей громадными стадами. У печенегов тоже не было равенства: у одних - «богатство, вьючный скот, стада, сосуды из золота и серебра, оружие, у них пояса, богато украшенные», у других - ничего.

Экономическое неравенство среди кочевников, классовое расслоение в их среде прослеживается не только по письменным, но и по археологическим источникам. Кочевнические погребения разделяются на три типа: 1) богатые, с дорогими, золотыми или серебряными вещами, с оружием, сбруей и конем; 2) средние, обычно это воины-лучники, без дорогого оружия, но часто с конем; 3) бедные, без оружия, без коней и часто без вещей.

Хозяйство кочевников имело натуральный характер, и ремесло было домашним. Скотоводство обеспечивало не только продуктами питания, но и сырьем почти для всей необходимой одежды и обуви. Широко в быту использовался войлок домашнего производства. В погребениях кочевников часто встречаются кожаные сапоги, которые, как и одежда, изготовлялись самими кочевниками.

Женщины шили одежду и обувь, правили повозками и вели все домашнее хозяйство. Все виды деятельности диктовались кочевым ско-товодством и связывались, в основном, с переработкой продуктов жи-вотноводства. Мужчины делали луки, стрелы, седла, повозки, караулили лошадей, приготовляли кумыс, охраняли верблюдов и вьючили их.

Кочевники в обмен на продукты скотоводства - шерсть, овец, мясо - получали дорогое оружие, предметы роскоши, ремесленные изделия.

Феодализация кочевнического общества и связанные с ней имущественное расслоение и социальная дифференциация являлись одной из причин оседания кочевников на земле. Пагубно отражались на кочевом хозяйстве гололеды, снегопады и засухи.

Скотоводческому хозяйству всегда сопутствует земледелие, которым занимаются сами скотоводы, если перекочевки у них сезонные, с длительными остановками, когда цикл кочевания завершается в сравнительно небольшом районе и осуществляется не всем племенем, а отдельными семьями или группами семей. Причем земледелие ведется для удовлетворения минимальных потребностей в зерновых продуктах.

Известно, что печенеги возделывали землю и сеяли просо и пшеницу. Не было чуждо земледелие и полукочевым огузам. Оседали и обедневшие половцы.

В низовьях Волги находятся плодородные земли, благоприятные для земледелия и скотоводства, именно здесь возникает один из известных городов кочевого мира - Саксин, в котором проживало сорок племен гузов со своими эмирами. В Саксине осевшие жители уживались с кочевниками. Название города Саксин распространяется на всю область Нижнего Поволжья, оно перешло в записях некоторых хронистов XIII века в имя поволжской группы половцев.

Половцы, как и печенеги, жили патриархальными родами, объединенными в племена. Несколько племен составляли союз, который назывался ордой. Во главе племен стояли «великие князья», во главе родов - «меньшие князья». Князья выбирались на племенных советах, в которые входила вся разбогатевшая родовая верхушка. Совету старейшин некторые источники противопоставляют сходки - народные собрания. Сходка, совет рядовых воинов, устраивалась в исключительных случаях, чаще всего во время походов, когда аристократии приходилось считаться с мнением рядовых кочевников. Таким образом, у кочевников прослеживаются все признаки военной демократии, а имен-но: совет старейшин, выбранные на совете военачальники и народное собрание.

Степень развития феодальных отношений у евразийских степных народов была различной. Вместе с феодализмом к ним проникали и мировые религии: христианство, иудаизм, мусульманство, буддизм, конфуцианство. Хотя источники и сообщают о распространении этих религий у народов Восточной Европы, в степях долгое время сохранялся языческий погребальный обряд и языческие верования.

Монгольское нашествие прервало процессы оседания и классообразования у кочевников.

История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.




Источник : http://astrakhan.ru/history/
Данный материал опубликован с разрешения администрации "Астраханского Регионального Портала".


Похожие страницы :

  • Нет Похожих Страниц

Комментарии:
Пока комментариев нет