Астрахань в конце XX века » Национально-культурные общества (1988-1995 гг.)
Разместил: Admin   Дата: 03.02.2008 01:16
Комментарии: (0)   Рейтинг:
Создание в Астраханской области обществ национальных культур явилось результатом взаимодействия следующих факторов: собственной инициативы населения и его отдельных групп, активной деятельности органов государственной власти и примера других территорий, где таковые объединения возникли раньше.

Вся эта работа рассматривалась в общем русле процесса перестройки и демократизации в стране.

Для Астраханской области с ее традиционно многонациональным составом населения, в целом дружелюбным стилем общения его разных групп опыт работы таких обществ оказался приемлемым и интересным. Хотя дальнейший ход их деятельности в связи с изменением социально-политических условий, внутренними процессами претерпел весьма характерную эволюцию.

При этом, с точки зрения общественности, эта работа рассматривалась как возрождение традиций, начатых в послереволюционные и прерванных в 30-е гг. в связи с политикой тоталитарного режима.

Всего за рассматриваемый период образовались или же сделали такую попытку, заявив о себе в качестве инициативных групп, два десятка объединений, претендующих на статус национально-культурных обществ.

Всех их следует подразделить на общества «раннего» (1988-1991 гг.) и «позднего» (1992-1994 гг.) формирования.

К первым относятся татарское, казахское, ногайское, еврейское, немецкое, армянское и туркменское, ко вторым - дагестанское, чечено-ингушское, лезгинское, цыганское, калмыцкое, славянское и русско-польское, корейское, азербайджанское и грузинское общества.

Каждое последующее общество заимствовало многое из своих программных и уставных задач от предыдущих, «поздние» же общества возникли в прямое подражание «ранним». При этом провозглашенные первоначально формы деятельности обществ нередко трансформировались и приводили к изменению их содержания.

Конкретные механизмы возникновения обществ национальных культур были очень различны.

Первым осенью 1988 г. на базе СШ №74 по инициативе старейшины-краеведа и педагога Г.Н. Ахтямова начал действовать кружок по изучению татарского языка на арабской графике. На его основе было образовано областное общество татарской национальной культуры «Дуслык» («Дружба»), учрежденное собранием 13 февраля 1989 г.

Через год, при прямой помощи работников отдела социальной политики облисполкома и Ленинского райкома КПСС (район имеет го-родское ногайское население) на учредительной конференции 24 марта 1990 г. было создано областное общество ногайской национальной культуры «Бирлик» («Единство»). На конференцию прибыли делегации ногайцев Дагестана, Чечено-Ингушетии и Карачаево-Черкесии, где в то время также формировались схожие структуры. Представители делегаций были избраны в состав совета астраханского общества. Однако общество «Бирлик» не сформировало актива, способного стать организатором населения, а мероприятия являлись малозначащими и формализованными.

Вскоре в Астрахани было создано общество казахской национальной культуры «Жолдастык» «Товарищество», «Содружество»). Учредительная конференция с участием гостей из Казахстана состоялась 22 июня 1990 г. Но в связи с тем, что официальные советские и партийные органы слишком активно шефировали деятельность этого общества, оно быстро нивелировалось, копируя официальные формы и приемы работы. Вскоре после возникновения этих тюркских обществ были предприняты попытки объединить их и создать единую Ассоциацию тюркских народов, но успеха не имели.

На рубеже 1990-1991 гг. разнонациональной инициативной груп-пой городской интеллигенции, в основном, вузовскими преподавателями и краеведами, были созданы общество еврейской национальной культуры - землячество евреев г. Астрахани «Тхия» («Возрождение») и общество немецкой истории и культуры «Хоффнунг» («Надежда»). Первое было создано на учредительном собрании 10 октября 1990 г., второе - 16 февраля 1991 г. Затем, 18 мая 1991 г., общество «Хоффнунг» было преобразовано в областное. 15 мая 1991 г. в Астрахани было учреждено областное общество армянской национальной культуры «Арев» (Солнце»).

Все возникшие в этот период общества, в отличие от своих поздних собратьев, были аккредитованы при Астраханском отделении советского Фонда культуры (позднее - Астраханском областном Фонде культуры), а их избранные председатели вошли в состав Президиума Правления Фонда. Это на первых порах освобождало общество от налогов на случай их хозяйственной и торговой деятельности.

Туркменское национально-культурное объединение «Ватан» («Родина») оформилось первоначально как секция ногайского общества, выделившись вскоре как самостоятельный оргкомитет. Учредительное собрание данного общества состоялось лишь 6 августа 1994 г. Возникло данное общество демократичным путем, по желанию «снизу» -от самого населения.

Реальный численный состав активистов обществ колебался от десятка человек в ногайском до трех-четырех в татарском и еврейском, пяти-шести в немецком и армянском, свыше сотни - в казахском.

Большинство обществ оказались однонациональными, имея иногда «для представительства» иноэтнических представителей в советах. Более интернациональный состав приобрели немецкое и армянское общества. Со стороны руководства обществами иногда допускались прямые нарушения принципов демократии при их формировании, то есть делались попытки нормативного, прямого или косвенного, ограничения членства в обществах по национальному признаку.

Так, в первом Уставе татарского общества «Дуслык» вводилось положение о «курируемых обществом» национальностях-этносах: «Общество строит свою работу с учетом местных условий и объединяем в своих рядах лиц следующих национальностей тюркской языковой группы (татар, ногайцев, булгар, карагачей, туркменов)». Затем в обществе использовались положения Устава Татарского общественного центра (ТОЦ), формально провозглашавшего равное членство граждан «независимо от национальной, социальной, религиозной и партийной принадлежности». После чего была принята новая редакция Устава общества, соединяющая предыдущие варианты и более утонченно заменяющая национальные условия членства - языковыми: «1.1. Общество выступает за единство многомиллионного татарского народа. Строит свою работу с учетом местных условий и объединяет в своих рядах представителей других национальностей, относящихся к тюркской языковой группе... 4.1. Общество не исключает возможности вступления в члены общества представителей других национальностей, говорящих на татарском языке или желающих изучить татарский язык».

Лишь ногайское общество не устанавливало возрастного ценза для индивидуального членства. Все остальные определили его в 16 лет: лиц, не достигших этого возраста, рекомендовалось включать в «группы поддержки». Лишь татарский молодежный клуб «Умет», работающий в контакте с радикальным движением «Азатлык» в Казани и местными исламскими структурами, приобрел практическую независимость от своего «старшего брата». А в еврейском и немецком обществах ведущей формой связи с младшими стали детские ансамбли.

Уставы всех обществ предусматривали градуированную шкалу членских взносов, но механизм их сбора и поступления предусмотрен не был. И на поверку оказалось, что в татарском обществе его полноправными членами являются только лишь члены Совета, остальные же членство сохраняют формально как неплатившие членских взносов.

Управление обществами представляет двух-трехступенчатую структуру: собраниесовет, собрание-совет-правление, конференция-совет-президиум.

Татарское общество с 1990 по май 1993 г. имело трех сопредседателей, и ни одного председателя Правления. В устав ногайского общества был внесен пункт о бессменном председателе общества, сроком на пять лет.

Ногайское общество в составе совета сформировало 7 секций, казахское 4 комиссии, другие общества не обговаривали этой структуры, что на практике заметно не влияло на результаты их работы.

Разветвленную сеть районных филиалов организовало казахское общество - в дальнейшем многие из них оказались просто недееспособны. Ногайское общество открыло районный в городе и один сельский фил налы. Татарское общество пришло в 1992г. к одному сельскому отделению, а начать создание районных смогло лишь в 1994 г. Иногда то или иное общество складывалось в достаточно быстрые сроки, порой же этот процесс затягивался или вообще прекращался с надеждой возобновиться позднее после соответствующей подготовительной работы.

Так было с армянским обществом, первая инициативная группа которого начинала работать еще в декабре 1988 г., но не могла объединить жителей двух субэтнических групп армян Астрахани - потомков старопоселенцев ХVII-ХVIII вв. и переселенцев конца ХIХ-ХХ вв. Довольно долго «вызревало» и туркменское общество.

Все эти особенности еще в большей мере проявлялись в обществах «второй волны», нового этапа их возникновения.

Общество культуры чеченского и ингушского народов «Вайнах» образовывалось дважды. Первоначально оно было открыто областным Советом народных депутатов в конце лета 1992 г., но вскоре распалось. Возродилось оно уже более демократичным путем, по желанию местных чеченцев и ингушей, в начале 1993 г. и проявило гораздо большую активность и устойчивость.

5 мая 1991 г. в Лимане был создан калмыцкий оргкомитет для создания культурного общества. Но лишь осенью 1993 г., по сути дела, заново оно было оформлено, получив название «Гэрэл» («Свет»). Работает оно в контакте с областным калмыцким обществом «Хальмаг» («Калмыки»), созданного чуть ранее, в марте 1992 г.

Некоторые новообразованные объединения лишь примыкали по тематике к национально-культурным, другие не являлись таковыми в принципе, лишь добиваясь регистрации в их качестве.

Интересным опытом, предложенным инициативно, стала Ассоциация народов Дагестана «Баракат» («Благоденствие»), созданная на собрании 29 мая 1992 г. В ее организации участвовало лезгинское общество «Садвал» («Единство»), возникшее несколько раньше.

Эпизодически просуществовало, хотя и прошло официальную регистрацию в 1992-93 гг., общество корейской истории и культуры «Коре» («Корея»). Последними по времени возникновения стали азербайджанское общество «Хазар» («Каспий») и инициативная группа по созданию грузинского общества.

Наибольшие трудности и несогласованность в объединении и самоорганизации проявило преобладающее в области русское и славянское население.

Три-четыре инициативных группы по созданию русско-славянского общества работали параллельно в 1990-92 гг., но в итоге распались. Первые шаги организации, созданной местной интеллигенцией казачьего происхождения, - общества астраханских казаков «Казачий круг» (далее - «Казачий клуб») были резко опротестованы военно-политизированной структурой «Астраханский союз казаков». Деятельность «Казачьего «клуба» оказалась кратковременной.

В июне 1993 г. на безе Приволжского района возникло областное Астраханское общество «Славянское единство». Но только в 1994-95 гг. оно предприняло первые ощутимые действия. В это же время в Астрахани группой краеведов-работников музеев было создано общество русской истории и культуры. Предпринимали попытки объединиться в собственное общество жители украинской национальности, однако реальных результатов достигнуто ими не было.

Слабая информированность, отсутствие четких представлений о сущности и предназначении национально-культурных обществ вообще явились причиной появления сообществ излишне политизированных. Так, в 1994 г. на всероссийской волне возникла небольшая группировка соборно-державнической направленности «Русская община», пытавшаяся подать себя в качестве областного общества русских.

Группа местных жителей польского происхождения образовала к весне 1993 г. свое небольшое общество в виде кружка или клуба, не определив его названия.

Общества по-разному определяли свое конкретное предназначение и направление деятельности. Провозгласив себя «самодеятельными общественными», они однозначно отказались от политизации национально-культурных задач.

В целом общества придерживались и придерживаются этих принципов, занимаясь преимущественно культурнической деятельностью.

Более сложную и разноречивую картину («скрытой политичности») представило еврейское общество «Тхия».

Встав изначально на известные позиции «гебраизма» - ориентации на изучение традиционно-разговорного и фольклорного языка Израиля - «иврит», поддерживая широкие связи с израильскими кругами и их представителями в России, активно вовлекая в общество молодежь как свой перспективный резерв, общество практически сосредоточило свои усилия на решении только этих задач, уходя от реализации основных культурнических проблем.

Характерно, что почти все общества предусмотрели возможность контактов с соответствующими религиозными общинами, «как сохраняющими влияние на людей» (из Устава татарского общества). Фраза эта оказалась удобной для многих других обществ и объединений и кочевала из устава в устав. На деле это выразилось в монопольном влиянии мечети на молодежный татарский клуб, в участии делегации «Дуслыка» в альтернативном I Съезде мусульман Поволжья 29-30 октября 1994 г. в Саратове, в попытках руководства еврейского общества подчинить местную иудейскую общину совсем иной, традициона-листской направленности, в открытии немецким обществом, руководимым выходцами из немецко-католических и православных семей, лютеранской общины, в настоятельном инициировании казахским обществом строительства и открытия новых мечетей и создания при них специфических, «онационаленных» общин.

Приоритетной формой работы для большинства обществ стало сохранение родного языка, традиций и праздников, их популяризация. Иные общества предпринимали попытки производственной и коммерческой деятельности, открытия национальных кафе, изготовления памятников. Такие действия обществ успеха не имели.

Специфическими формами для татарского и казахского обществ являются массовые мероприятия, для еврейского общества - камерные, для армянского - работа с семьями и младшим поколением, для обществ «истории и культуры» -научно-краеведческая деятельность. Некоторые национально-культурные общества проводят полезную работу по охране архитектурного наследия Астраханского края. О совместной деятельности обществ с органами исполнительной и представительной власти в области, попытках сплочения обществ, налаживании их связи с прессой и другими средствами массовой информации следует сказать особо.

Уже было упомянуто, что задачу работать «в тесном взаимодействии» с местными властными структурами в своем Уставе (раздел I, п. 1-1П) определило себе общество казахской национальной культуры.

Действительно, в некоторых случаях такое сотрудничество осуществлялось и было полезным, в других вело к смешению функций обществ и государственных органов.

Некоторое время общества не располагали соответствующими помещениями, где можно было бы проводить заседания, встречи и другие мероприятия. Много усилий тратилось на решение этих проблем, иногда безрезультатно. Вопрос этот удалось решить при поддержке и прямом участии администрации области, когда общества и их формирующийся Центр получили в распоряжение одно из старейших и красивейших зданий города. Было подписано распоряжение Главы Администрации №340 от 28 октября 1991 г. «О передаче здания, в котором размещался Центр детского и юношеского творчества им. СМ. Кирова Астраханскому областному фонду культуры для открытия в нем Центра национальных культур народов Астраханской области». В документе отмечалось: «Учитывая исключительную важность проведения в области работы по возрождению национально-культурного наследия, а также все более настоятельную потребность в ее координации, предоставить помещения татарскому, ногайскому, казахскому, еврейскому, немецкому, армянскому обществам и тем, которые могут возникнуть в дальнейшем». Здесь же первоначально расположился отдел областной администрации по национальной политике.

Однако и эта многообещающая акция не увенчалась успехом. Номинально провозглашенный «Центр» и его общества просуществовали в этом здании лишь до конца 1992 г. и затем были вновь перемещены в разные здания. Фонд культуры оказался ненадежным пользователем, неспособным содержать здание, эксплуатация которого становилась все дороже. Общества, в свою очередь, допустили ошибку, разместив в «своих» комнатах представительства-офисы, а не используя их для основной работы. Здание продолжало ветшать, потребовался его долгий капитальный ремонт.

Областная городская и районные администрации неизменно проявляют внимание к национальным проблемам, в т.ч., соответственно, и к работе обществ.

В облисполкоме 5 октября 1989 г. прошло крупное мероприятие -встреча старейшин национальностей Астраханской области.

Вошли в постоянную практику и встречи первых руководителей области с председателями национально-культурных обществ. Так, например, такие встречи ежегодно проводил Глава Администрации Аст-раханской области А.П. Гужвин.

По предложениям руководителей и представителей обществ временами принимались официальные документы, требующие исполнительских решений. Так, было принято постановление облисполкома №471 от 16 августа 1990 г. «О мерах по выполнению критических замечаний, высказанных на учредительной конференции общества казахской культуры «Жолдастык». Результатом совместной деятельности органов власти и обществ явилось распоряжение председателя областного совета народных депутатов №13 от 2 апреля 1991 г. «О мерах по решению вопросов, поставленных на встрече руководителей национально-культурных обществ 25 марта 1991 г.».

Распоряжением Администрации области №610 от 17 декабря 1991 г. председатели обществ «старого» формирования были утверждены в качестве внештатных работников отдела по национальной политике с выдачей им соответствующих удостоверений.

В практику тех лет, начиная с 1991 г., вошло также выделение обществам определенных денежных средств из государственного бюджета области на проведение различных культурных мероприятий. Например, только в 1992 г. на эти цели из госбюджета было выделено более 1 млн. руб.

Помимо этого, областной совет, а затем администрация выступили вместе с обществами учредителями русскоязычной татарской газеты «Идел» («Волга») и казахской - «Ак Арна» («Чистый родник»), издаваемых на родном языке. Периодически издавалась немецкая га-зета «Астраханер Рундшау» («Астраханские ведомости, новости»), на русском и немецком языках.

Национальные проблемы вообще, в том числе и проблемы национально культурных обществ, освещались в областных средствах массовой информации широкого, неспециализированного профиля. Так, в печатном органе администрации области «Астраханские ведомости» с 1991 г. была введена специальная постоянная рубрика «Новости из Центра национальных культур и отдела по национальной политике».

С 1989-1990 гг. постоянно выходили еженедельные телепередачи на тюркских языках: на татарском «Туган тел» («Родной язык), казахском «Жолдастык», ногайском «Тулпар» (сказочный крылатый конь). Отдельные телепередачи выходили также и о других национально-культурных обществах.

Принятая распоряжением №1073 от 7 августа 1992 г. «Программа администрации области по реализации государственной национальной политики» ориентировала все национально-культурные общества на лучшую скоординированность проводимой ими работы.

В практику совместной деятельности органов власти и руководства обществ вошло проведение таких массовых мероприятий, как праздник «Сабантуй», Дни ногайской , татарской, казахской культур и т.п. В ходе проведения Дней татарской культуры 30 мая 1992 г. в Астрахани был подписан «Договор о дружбе и сотрудничестве между республикой Татарстан и Астраханской областью», содержащий специальный национально-культурный раздел.

Хотя деятельность национально-культурных обществ имеет весьма краткую историю, однако она органически вписывается в общую канву общественно-политической жизни Астраханской области и подчеркивает ее многонациональный состав.

История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.




Источник : http://astrakhan.ru/history/
Данный материал опубликован с разрешения администрации "Астраханского Регионального Портала".


Похожие страницы :

  • Нет Похожих Страниц

Комментарии:
Пока комментариев нет